Поиск по этому блогу

Легенда о Куликовской битве

 Совсем недавно родилась и новая легенда о том, что Куликовская битва произошла не в Тульской области, а именно у нас в Богучарском крае, между рекой Доном и селами Дьяченково и Полтавка. Эта легенда, может быть, и осталась бы незамеченной, если бы не телевидение и многочисленные статьи с доказательствами и опровержениями ученых, которые посчитали легенду фальсификацией истории.Возможно, это поле другого сражения, о котором в XXI веке расскажут нам уже археологи.
 Куликовская битва –  пожалуй, единственное крупное успешное оборонительное сражение с Ордой. В соответствии со «Сказанием о Мамаевом побоище»,[2] в ней погибли 253 тысячи воинов только с русской стороны, в то время как общая численность населения всех княжеств по подсчётам Вернадского и Гумилёва составляла около 5 млн. человек (с учётом Литовских, Киева и Новгород –  Северского).
То есть, если исключить женщин (половина), стариков и детей (ещё половина), то в битве участвовали более 20% потенциально способных сражаться людей. При этом почти все они погибли. Сам факт битвы зафиксирован в большинстве летописных русских источников, а также в арабских и европейских исторических документах. Однако значение этой битвы для мировой истории неопределённо, Дмитрий Донской канонизирован Русской православной церковью только в 1988 году, а захоронения погибших воинов до сих пор не найдены. Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века «эти вещи были безумно дорогими», поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Хотя у нас на месте предполагаемого Куликова поля их каждый год в большом количестве находят «черные копатели» и не хотят искать археологи.
Еще более нелепое объяснение дают ученые – отсутствие останков и остатков, ссылаясь на то, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости». При этом полностью пренебрегается возможность застревания в костях павших наконечников стрел и копий, а также наличие у погребённых нательных крестов, которые, при всей «агрессивности» почвы», не могли исчезнуть совершенно бесследно. У нас в районе сел Полтавка и Дьяченково их бесчисленное множество. Житель соседнего с предполагаемым полем битвы хутора Дядин умудрился соорудить на заборе из плетня «защиту» он надоедливых мальчишек, надев на верхнюю часть наконечники копий, собранных на поле.Авторы этих строк считают, что такое положение недостойно развитого государства, которым считает себя Россия. В этой статье мы предложим версию о месте, где битва могла происходить.
Настоящее место битвы позволило бы изучить «татаро –  монгол» и европейцев, участвовавших в битве, выяснить, кого они представляли, и кто готовил их материальную базу.
Возможно, удалось бы понять, как была устроена жизнь в первом и втором тысячелетии н.э. на территории Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей. Местные краеведческие музеи почти ничего не содержат об этом периоде. В современной исторической науке считается, что место Куликовской битвы располагается на поле, примыкающем к устью реки с современным названием Непрядва при её впадении в реку с современным названием Дон. Несмотря на большое количество привлечённой техники и исследователей, существенных находок, отличающих это поле от аналогичных полей того же региона, не найдено. Предметов, относящихся к XIV веку, найдены единицы.

Захоронений этого периода не найдено совсем никаких, и это при том, что даже по самым скромным подсчётам погибших были десятки тысяч. Результаты этих исследований выложены на сайте Государственного исторического музея. На основании этих результатов некоторые историки пытаются опровергнуть сам факт битвы. При более детальном изучении этого вопроса выясняется, что запись, сделанная в «Книге большому чертежу» о впадении реки Непрядвы в Дон, скорее всего, является позднейшей вставкой.
На это указывает множество различных вариантов этой вставки в разных списках указанной книги.
Куликово поле в Тульской области является достаточно большим, имеет форму круга с диаметром около 16 километров. Чтобы перекрыть такое поле шеренгой воинов (на каждого воина по одному метру), потребуется 16 тыс. воинов. При этом для успешного ведения боя надо предполагать не меньше 20 шеренг с каждой стороны. А ещё надо было разместить сторожевой, резервный и засадный полки.
Это слишком много даже для Куликовской битвы. Если предположить, что битва происходила между оврагами, которыми изобилует это поле, то становится непонятно, почему не получилось обходного манёвра. Глубина оврагов здесь небольшая, общий перепад высот по всему полю не превосходит 60 метров, а уклоны оврагов, как правило, 20 метров на один километр. Такие препятствия легко преодолеваются кавалерией и даже позволяют сделать её манёвры скрытыми для противника. Согласно второму изданию Большой советской энциклопедии (статья «Московское великое княжество»), Куликово поле располагалось на территории Рязанского великого княжества, хотя в «Летописной повести о Куликовской битве» указано, что это было в Мамаевой земле.
Первое противоречие. В «Сказаниях о Мамаевом побоище»[3] несколько раз сказано,  что Куликово поле располагалось между Доном и Днепром, и написано, что орлы и галки слетелись с устья Дона на Куликово поле перед битвой: «И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастухи в поле не кличут, лишь вороны, не переставая, каркают над трупами человеческими …».
Воронежский краевед Ткачев Г.Г. в «Воронежских губернских ведомостях» за 1865 год писал: «Все почти жители Богучарскаго уезда говорят, что когда –  то, очень давно, на месте этого уезда жили Мамаи; некоторые из жителей указывают даже место на левом берегу Дона, против села Монастырщины, называемого Селищем, где жили Мамаи. В селе Монастырщине говорят, что Мамаи жили до потопа и пришли издалека. Потом, по рассказам, Мамаи куда –  то исчезли и на место их явились корсаки, киргизы, татары, хапуны …». Подтверждение того, что местность Богучарского края до 1380 года была заселена, есть в записках Игнатия Смольянина, сопровождавшего в 1389 г. из Москвы в Константинополь митрополита Пимена (Митрополит Пимен плывет в Царьград. 1389 г.), в них же даётся подробное описание нашего края. Перевод на современный язык академика М.Н. Тихомирова: «уныла была всюду пустыня, не было видно там ничего: ни града, ни села: если и были в древности грады красивые и выдававшиеся по красоте селения, теперь только пусто все и не населено».
Дается описание и населения: «В понедельник, плавая, минули горы каменные красные, во вторник прошли мимо Терклий града, не град Терклий только городище. Затем перевоз и там впервые увидели татар, очень много, как листы и как песок. В среду же прошли мимо Великой Луки и царева Сарыхозины улуса. Татарских стад видели там такое множество, что уму не вместить: овцы, козы, волы, верблюды, кони».[4]
Место для стана очень удобное. С севера Богучарская сага с большим количеством озер, где можно напоить лошадей, и обширные пастбища. На западе река Дон, на юге Казанский перелаз с Калмиусской сакмой, а с востока обширные леса. В своем очерке «Старая Донская пустынь и Донецкий казачий городок» воронежский краевед Е. Марков, ссылаясь на описание дьякона Попова Н.А., отмечает, что в конце XIX века, еще и до 1861 года, вдоль реки Богучарки и реки Дон от Казанского перелаза да Белого затона (с. Верхний Мамон) стояли большей частью дремучие дубовые леса, « … солнца, бывало, до полудня не увидишь»[5].  «Это место очень живописно, оно имеет в окружности около трех верст, на нем много кустарников. На одном конце возвышенности или хорды находятся два кургана из цельного камня, называемых Вальковыми, а на другом – неглубокий Скрынников байрак (яр, покрытый мелким лесом), за которым следует довольно высокая гора. От Вальковых курганов до Скрынникова байрака идет ров  глубиною аршина три и такой же высоты вал. И тот, и другой пересекаются площадкой «для ворот», этот вал был укреплением балки, как говорит народ».[6]
В «Очерках из истории колонизации степной окраины московского государства»[7] указано, что в 1388 г. во время путешествия Пимена по Дону к нему подходил Елецкий князь, а также говорится, что степь в XIV веке начиналась от Быстрой сосны (то есть от того же Ельца). Но ведь это южнее официального поля на 120 километров. Об участии Елецкого князя в Куликовской битве упоминается также и в летописях. В статье А.К. Зайцева «Куликово поле и Донское побоище 1380 года»[8]  говорится, что Мамай пришёл на Куликово поле, переправившись через Дон, как и Дмитрий Донской, с левого берега на правый чуть ниже устья Красивой мечи. Однако непонятно тогда, зачем Дмитрий Донской посылал на Быструю Сосну и Тихую Сосну «для крепкой стражи от поганых», если Мамай шел совсем не там, не с юга, а с востока.
О юге Воронежской области и Ростовской области в средневековье принято судить  по рассказам европейских путешественников Барбаро, Контарини, Боплан, Маржарет и др. Некоторые из них жили в Орде десятками лет (Иосафат Барбаро жил в Тане с 1436 г. по 1452 г.). Значит, враждебная к Руси Орда была благосклонна к европейцам. Почему?  Почему нет никаких русских описаний той местности и обычаев, хотя туда регулярно ходили князья со свитами? Пора дать правдоподобную версию этому. Представляется, что Орда –  это наёмное войско европейских государств, имеющее целью защиту части шёлкового пути из Бухары и Самарканда в центральную Европу по Каспию, Волге, Дону, Черному морю, Дунаю.
Вернёмся к первоисточникам. Читаем в «Сказаниях и повести о Куликовской битве» слова Олега Рязанского: «Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь». Если бы битва состоялась в Тульской области, то свободен был бы путь в Литву через Липецк и Орёл, или Курск и близлежащие земли. Там же: «Пошли за Дон, в дальние края земли …»
Вряд ли 100 километров от Тулы, древнего русского города, и 260 км от Москвы можно так называть. Тем более, что хорошо известное Рязанское княжество простирается по левобережью Дона южнее современной Непрядвы ещё на 400 километров.
Новгородская летопись приводит слова молитвы Дмитрия Донского перед переправой через Дон (л.252) «…Господи, не повелел мне в чужой предел преступать, я же, Господи, не преступал, а сейчас, Господи, пришёл, как змей ко гнезду, окаянный Мамай нечестивый сыроядец!». Там же (л.253) « … и пошёл за Дон в дальние края земли … в поле чисто, в Мамаеву землю на усть Непрядвы …». То есть, речь идёт о том, что битва состоялась на берегу Дона, на границе между Рязанской землёй и Мамаевой землёй. В «Сказаниях и повести о Куликовской битве» написано: «И князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем и со всеми русскими князьями и воеводами обдумали, как сторожевую заставу крепкую устроить в поле, и послали в заставу лучших своих и опытных воинов, … и повелел им на Тихой Сосне сторожевую службу нести со всяким усердием …».
Это свидетельствует о предпринятых мерах по недопущению переправы вражеского войска через данный водный рубеж, находящийся, по-видимому, под контролем русских. При этом не сказано, что эти земли принадлежат Мамаю, в то время как четко сказано, что на Мамаеву землю русское войско вступило после переправы через Дон. Тем самым мы получаем южную границу земель, находящихся под русским влиянием, с землями Мамая с запада на восток по рекам Тихая Сосна и Дон. Такого же мнения в своей кандидатской диссертации придерживается М.В. Цыбин. В то же время анализ кочевых памятников и погребений в эпоху Золотой Орды воронежского археолога В.В. Кравца[9] говорит о том, что погребения кочевников севернее Тихой Сосны не встречаются. Достаточно продолжительная граница по Дону между Тартарией и Рязанской частью России с последующим уходом на северовосток от русла Дона в сторону слияния Хопра и Вороны изображена на карте Меркатора. Таким образом, оказаться на Мамаевой земле Дмитрий Донской мог, лишь перейдя Тихую Сосну или Дон ниже устья Тихой Сосны. Отметим здесь же, что позже, в 1636 –  1640 г., по Тихой Сосне через Острогожск была построена известная русская оборонительная линия «Белгородская черта». Всё это наводит на мысль, что битва произошла южнее Тихой Сосны.
 В «Летописной повести о Куликовской битве» сказано: «И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня. … Князь же великий подошёл к реке Дону за два дня до Рождества святой Богородицы». Принимая во внимание, что Рождество приходилось на 8 сентября (день Куликовской битвы), получаем, что войско шло 18 дней. При средней скорости пешего войска 35 километров в день (к примеру Петр Первый в сентябре 1696 года прошел с войском расстояние от ст. Донецкой до реки Богучар – 43 км по прямой за 20 часов), что является обычной мерой суточного перехода в то время. Получаем 630 километров (35 км  в день –  эта цифра взята из методичек по гражданской обороне для пеших колонн гражданского населения – Е.Р.). Расстояние от Коломны до с. Березняги  (предположительно исторический Березуй) по Ногайскому шляху 590 километров, здесь войско было 5 сентября (встретилось с литовскими войсками) на 17 день движения. Дальше было пройдено ещё «23 поприща до Дона»[10] (37 километров). Это может быть Казанский перевоз, но скорее всего такая мера измерения расстояний наряду с использованием километра говорит о движении по бездорожью, и мы получаем устье реки Богучарки. В «Сказаниях и повести о Куликовской битве» читаем: «Сыновья же русские вступили в обширные поля коломенские…Князь же великий … назначил каждому полку воеводу». И далее: «Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку реку переправляться…». То есть, через Оку они переправлялись в Коломне. В «Пространной летописной повести о Куликовской битве, о побоище, которое было на Дону, и о том, как князь великий бился с Ордою», читаем: «И пошёл князь Дмитрий из Коломны с великой силой против  безбожных татар 20 августа, … И, пройдя свою вотчину и великое своё княжество, стал на Оке около устья реки Лопасни, перехватывая вести о поганых. Тут догнали князя Дмитрия Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич и все остальные воины, что были оставлены в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семёнова дня в день воскресный. Переехав за реку, вошли в  землю Рязанскую. А сам князь в понедельник переправился со своим двором»[11].
То есть, из Коломны войско пошло через Оку на юг и юго-восток, а Дмитрий поехал вдоль Оки 75 километров на запад (перпендикулярно своему первоначальному движению из Москвы в Коломну на юго-восток) и остановился, не дойдя до Муравского шляха, идущего из Москвы на юг через Серпухов, 25 километров. Получается, что Дмитрий отправил основное войско Ногайским шляхом на юго-восток от Коломны, а сам поехал к Муравскому шляху (а скорее всего возле устья Лопасни был брод на Кальмиюсской дороге) встречать посланную в Орду разведку и войска, шедшие из Москвы.  Тем самым к месту сражения войска шли параллельными дорогами, не мешая друг другу. Муравский шлях после переправы через р. Сосна уклоняется на юго-запад и идёт правым берегом р. Оскол к Крыму. В то же время, как было указано выше, Дмитрий ожидал прихода Мамая через междуречье Оскола и Дона, которое перекрывается рекой Тихая Сосна. Сюда же шла ещё одна дорога. Это известная Кальмиусская дорога, которая идёт левым берегом р. Оскол на западе современного Россошанского района Воронежской области.
Тактически это был прекрасный ход Дмитрия Донского. Выдвинувшись на юг, он разъединил троих своих противников: литовец Ягайло оказался западнее, у Одоева, Олег Рязанский –  восточнее, а Мамай южнее.
Перейдя р. Тихая Сосна и Дон, Дмитрий обезопасил себя от удара сзади и вынудил к сражению Мамая, перекрыв ему дорогу. Мамай, тем не менее, не хотел начинать сражение, но Дмитрий сам напал на него сторожевым полком, который был сформирован ещё в Коломне. То есть, план битвы был составлен за несколько недель до самой битвы.
Нам не удалось найти упоминание о Ногайском шляхе (Москва – Коломна, Рязань – Казанский перевоз и далее в «Книге большому чертежу»), но конечный её пункт отмечен на карте де Лиля 1706 г. как Великий Привоз, место пересадки для морского путешествия – известная крепость Саркел. Это крайняя точка, куда по Дону могли доходить крупные морские суда. Кстати, и сейчас так, дальше идет Цимлянское водохранилище. Это стратегическое место, и крепость здесь Византийским императором была построена, конечно, не случайно. Кто контролировал  крепость после разгрома Византии крестоносцами в 1204 году, нетрудно понять. Отметим, что наиболее естественно от этой крепости (затоплена возле нынешнего г. Цимлянска) в центральный район России и Москву направить дорогу вдоль реки Кумшак через хутор Михайлов и далее на северо-запад в междуречье р. Калитва и р. Чир. Если считать, что древние курганные захоронения располагались вдоль древних дорог, то дальше дорога раздваивалась: одна ветвь шла на Казанский перевоз, а другая через ст. Мешковская, с. Медово, с. Дьяченково, с. Полтавка через Левую Богучарку и Богучарку к п. Старая Калитва и Острогожск на соединение с Кальмиусской дорогой. В «Сказаниях и повести о Куликовской битве» читаем: «Мамай царь у реки Мечи, между Чировым и Михайловым …». Никоновская летопись (ПСРЛ т.11 с.58) сообщает: «Фома Кацибей … поставлен был стражем на реке на Чире Михайлове …».
На картах Оттона 1730 г. и некоторых итальянских картах того же периода указано «Kulikowe pole» между верховьями р. Цимла и верховьями р. Белая (современная река Калитва – авторы). Именно так проходил Ногайский шлях после Казанского перевоза. На карте де Лиля 1706 г. указано «Pole ou Campagne» между р. Гнилой Донец (современная р. Тихая) и р. Богучарка с некоторым выходом за пределы этого района.
Хутор Михайлов находится на современной трассе между Азовом и нынешним Волгоградом, это отрезок шёлкового пути, который по польским источникам и сведениям Азовского краеведческого музея[12] пересекает Дон в районе устья р. Чир. Старожилы ещё помнят, что выше хутора Михайлова на реке Быстрая была запруда (гать на старославянском – Авторы). Она позволяла напоить одновременно большое количество коней, из которых как раз и состояло войско Мамая. В «Сказаниях и повести о Куликовской битве»[13] за 5 сентября читаем: «Рассказывает тот язык «Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит … встречи с тобою не ожидает: через три же дня должен быть на Дону». Расстояние по прямой от села Михайлова до села Дьяченково около 190 километров. Конное войско вполне могло перемещаться со скоростью 60 – 70 километров в сутки. Для коней главное – это питьё. За 7 сентября читаем: «Уже Мамай царь на Гусин брод пришёл и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдёт до Непрядвы». То есть войско Мамая передвигалось и ночью, и он вполне мог преодолеть указанное расстояние за 3 дня. Судя по расстоянию, речь в этом отрывке может идти о броде через речку Гусынка –  правый приток р. Чир (кстати, на этой реке тоже есть гать – Авторы).

В июле 2013 года возглавляемая доктором физико-математических наук М.А. Черепневым экспедиция, которая уже в течение пяти лет вела работу по поиску Куликова поля в Ростовской и Воронежской областях, побывала в Богучаре.
Их заинтересовало описанное богучарским священником А.Н. Буниным в «Памятной книжке для жителей Воронежской губернии на 1893 год» одно захоронение, а именно: «Я родился в октябре месяце 1833 г. Помнится мне наш старый дом в Богучаре Воронежской губернии, на острове, –  так называлась местность, на которой теперь осталось два – три дома.… В нескольких шагах от дома была Рождество – Богородицкая церковь, построенная еще первыми поселенцами Богучара … церковь эта находилась недалеко от довольно крутого берега реки, постоянно обваливающегося от разлива и угрожающего обрушением церкви…находили тут, особенно после половодья, торчащие из обрыва человеческие черепа и целые скелеты». Символично и то, что церковь уже в наше время была названа Рождества Богородицы – Куликовская битва состоялась в день рождества Святой Богородицы.
Приехав на это место, где сейчас установлен памятный знак об основании города Богучара, М.А. Черепнев обнаружил, что из крутого берега реки торчат человеческие кости, как и почти 200 лет назад. Невольно вырвалось: «Вот они, останки русского воина, с Куликова поля!?»
Поиски экспедиции продолжились, мы побывали на Борякивской горе, на которой, возможно, находился шатер Мамая. С него действительно не видно, что находится в Зеленой Дубраве – месте, где находился Засадный полк (на горе Бурта в Великую Отечественную войну в 1942 году располагался итальянский наблюдательный пункт). А также осмотрели Черепашин курган (жители так прозвали его по большому количеству найденных черепов при посадке сада – Е.Р.) и Залиманскую могилу. Есть и еще одно место, у реки Богучарки в районе второго колена, называемое рыбаками «Черепашьим».
Еще в 2012 году в краеведческом музее села Дубрава директор Новиков Н.Л. показал многочисленные экспонаты оружия, относящиеся к XIV веку, среди них: наконечники стрел, копий, остатки кольчуг, бармница, боевые топоры (один из них найден у села Полтавка – Е.Р.).
Летом 2013 года в кургане между селами Дьяченково и Полтавка, по рассказам местных «черных копателей», было найдено массовое захоронение воинов с рублеными ранами, которое они вскрывать не стали. Сельские кладбища сел Дьяченково и Полтавка также располагаются на курганных группах и имеют древние могильные плиты.
До середины XX века в с. Дьяченково у нынешней церкви находился громадный курган, но при строительстве дороги был уничтожен. Это свидетельство того, что местное население воспринимало курганные группы как захоронения своих предков. Итак, мы рассматриваем в качестве Куликова пойменное поле между этими селами. Здесь дорога спускается к броду через речки с современным названием Л. Богучарка (правый приток р. Богучарки) и Богучарка. Слово Калитва встречается в словаре Даля и имеет значение ямы с грязью, где можно застрять. Происхождение слова Калитва ещё до революции изучалось филологами, которые пришли к выводу, что это «кал» т.е. болотная жижа, «лит» «ва» в месте, где течет вода. Одним словом, место пересечения дороги с рекой. Тем самым поле это следует называть «Калитвово поле».
Однако место это необычное для русского человека, так как находилось в чужой земле. Поэтому в устном предании название могло исказиться. Считаю, что с этим же названием связано название Московской железнодорожной станции Курская железной дороги Калитники и Калитниковское кладбище, расположенные в Москве вблизи Волгоградского проспекта, имеющего направление на Коломну.
Во всех источниках указано, что войско Дмитрия Донского перед битвой перешло Дон. По тексту «Сказаний о Мамаевом побоище»[15], это было в ночь на 7 сентября, и весь день 7 сентября князья и знатный воевода Боброк Волынский расставляли воинов. Тем самым переправа могла длиться более суток (со скоростью 3 человека в секунду за сутки можно переправить 300 тысяч человек). Может показаться невероятным, но это факт. Ох, и ничего себе! А как? Даже если все шли просто через брод сплошным потоком, то ночью так не пошагаешь, и кто - то должен был координировать движение. А как? Голосом и флажками? А на местах имелись обученные офицеры, способные все это понимать и двигать войско? Дело в том, что в тексте летописей сказано, что Дмитрий приказал всем самостоятельно искать места для переправы. Здесь есть переправа выше нынешнего х. Галиевка, образованная гранитными выходами, затем у устья Богучарки должна была быть коса и у с. Терешково – брод. И все они широкие. Кроме того, обоз с оружием шёл не с войском по Ногайскому шляху, а с Дмитрием Донским по Кальмиусской дороге, и для него переправа не требовалась.
Можно возразить, что-то в этом духе можно было бы сделать в ХVIII веке, после петровских реформ, но и в этом случае не с армией в 300 тысяч. В тексте сказано, что все это несметное войско шло к цели 18 дней – и что они ели? Носимый запас продовольствия по нормам начала XIX века – от 3-х до 9-ти суток, и при этом есть организованный обоз, а то туда-то придешь, а потом ведь и не вернешься. Ответим: «Что ест войско в походе? Экспроприирует провиант у местного населения, тем более, что они шли по Рязанской земле – земле потенциального противника – Олега».
В нашей реконструкции войско состояло из двух частей: одна подошла к месту по левому берегу Дона, а другая – по правому. Таким образом, первая должна была перейти Дон, чтобы оказаться на поле, а вторая  должна была перейти Богучарку и Левую Богучарку. Профили рек на карте Куликовского сражения, дошедшей до наших дней, и карты Калитвова поля практически совпадают. Направление удара русских войск совпадает с направлением дороги на ст. Мешковская. Место переправы войска Дмитрия Донского на карте Куликовского сражения совпадает с местом переправы на Дону в районе могильника «Высокая гора», о чём написано в краеведческой энциклопедии «Богучарский край от А до Я»[16]. Кроме того, на карте Куликовского сражения имеется село Рождествено (Монастырщина). Древнее село Монастырщина с пещерным монастырём, высеченным в толще меловых гор, расположено в 30 километрах (по прямой) от рассматриваемого поля. Монастырь здесь впервые упоминается в русских церковных книгах с 1696 года[17], а поселение было и до этого времени. Археологически пещерный монастырь и территория села не исследованы. Отметим, что 1696 год – это дата похода Петра I на Азов. То есть, в это время данная территория южнее границ Рязанского княжества впервые входит в контакт с русской государственностью. В книге «Древности Богучарского края» описаны археологические исследования близлежащих курганных захоронений (XVII – XII век до н.э.), содержащих предметы со знаковой орнаментацией (мотивом борьбы бога – громовержца со змеем), приписываемой некоторыми исследователями захоронениям жрецов, шаманов и их детей[18].
Отметим, что название Монастырщина, означающее место монастыря, встречается в России не так часто: два села в Кировской, два села в Смоленской и одно село в Воронежской области, которое мы и рассматриваем. Это название, тем более на берегу Дона, не могло не привлечь нашего внимания при исследовании вопроса о Куликовском сражении. (Есть ещё посёлок Монастырщино в Тульской области на официальном Куликовом поле, где археологически исследовано всё, но практически ничего не найдено).
Есть Куликовский овраг на территории бывшего Богучарского уезда.
Попав в археологический лагерь «Возвращение к истокам», находившийся в августе 2012 года вблизи села Дубрава, мы задавали вопрос всем присутствующим о русских дружинных захоронениях. Один из членов оргкомитета лагеря сообщил нам, что в 2005 году буквально в нескольких сотнях метров от посёлка Старая Калитва случайно было обнаружено одиночное захоронение русского дружинника в кольчуге с мечом и шлемом. Это побудило нас отправиться в соседний с Богучарским Россошанский район. Директор Россошанского краеведческого музея Алим Яковлевич Морозов рассказал Михаилу Черепневу о многочисленных находках средневекового русского и ордынского оружия и воинских захоронениях средних веков на территории Россошанского района и его окрестностей. Он предоставил нам фотоматериалы, которые дополнили находки, выставленные в Россошанском краеведческом музее и краеведческом музее села Дубрава Богучарского района. Рассказал он и о предании, которое сохранилось в пригороде г. Россошь о том, что в древности здесь была большая битва и все русские люди погибли.

Далее мы обратились к местному краеведу из села Старая Калитва Ивану Дмитриевичу Харичеву, автору книги «Калитва»[19], который рассказал нам, что на одном из городских кладбищ имеется старый памятник на могиле древних русских воинов. Он показал нам это место, где мы записали его рассказ на видео. Это место расположено на возвышенностях, расположенных на пути к рассматриваемому нами полю Кальмиусской дороге. Кстати, могильная плита, установленная на этом месте, схожа по стилю и времени изготовления с двумя могильными плитами на поселковом кладбище с. Монастырщина и полуразрушенной плитой на кладбище с. Дьяченково. Мы предполагаем, что раненые воины, умиравшие по дороге в Москву, похоронены при многочисленных храмах и часовнях с названием «Взыскание погибших». Самая южная часовня с таким названием находится на северном кладбище в Богучаре. Затем вереницей они располагаются вдоль современной трассы «Дон» до храма «Взыскание погибших» в Москве на Якиманке.
В «Сказаниях о Мамаевом побоище»[20] сообщается: «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга, уничтожая, испускали дух не только от оружия, но и от ужасной тесноты, под конскими копытами, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею».
Рассматриваемое нами поле ограничивается помимо р. Л. Богучарка ещё обрывом Метригуз и оврагом Забудьков яр, в которых узнаются Нижний Дубяк и Смолка с древней карты Куликовского сражения. Профиль Непрядвы с притоком Нижний Дубяк и ещё одним притоком с правой стороны в точности совпадает с профилем Левой Богучарки, обрывом Метригуз и балкой Крутой Яр (по направлению и протяжённости). Что касается Смолки, то это, видимо, один из отрогов балки Забудьков Яр, которая по величине вполне могла быть речкой в более влажный период. За этой речкой располагается достаточно большая меловая гора. Указанные объекты создают узкий проход шириной 4 километра.
Расположение войска в пойменной низине объясняет знаменитый туман на Куликовом поле. Известная местным краеведам дубрава, находившаяся между селом Терешково и хутором Галиевка вверх по Дону от с. Терешково – места переправы, определяется как место расположения засадного полка. В «Сказаниях о Мамаевом побоище»[21] пишется: «И отослал князь великий брата своего … вверх по Дону в дубраву».
Записки Игнатия Смольянина, сопровождавшего в 1389 г. из Москвы в Константинополь митрополита Пимена, дают подробное описание юга нашего края. В частности: «… Затем перевоз и там впервые увидели татар, очень много, как листы и как песок. В среду же прошли мимо Великой Луки и царева Сарыхозины улуса ... Татарских стад видели там такое множество, что уму не вместить: овцы, козы, волы, верблюды, кони». То есть, татары впервые по Дону возникают в районе Казанского перевоза.
Есть и другая легенда, бытующая в селах Терешково и Красногоровка. Ясновидящая Катря Деркачева (Синюкова Екатерина) рассказывала, что, убегая с поля сражения, Мамай потерял свою шапку, и он за ней еще вернется. Татары ведь «побежали в Лукоморье», не место ли это Селише? О каком сражении говорила ясновидящая из села Терешково, не о Куликовской ли битве? Но это просто легенда. По летописям, конница Дмитрия «гнала» после «Мамаева побоища» «до стана их» в район села Монастырщина (в XVII  веке здесь располагался верховой казачий городок Донецкое), около 50 км, то есть от реки Богучарки? Ведь именно по этой дороге шел в 1696 году и Петр I, возвращаясь со своим войском из Азова. Возможно предположить, что и войска хана Мамая в августе 1380 года тем же путем двигались на Куликово поле, о чем и докладывала станичная служба, наблюдая за движением татар.

Столь же знаменитый Красный холм, с которого Мамай наблюдал за Куликовской битвой, определяется как могильник «Высокая гора», откуда действительно все видно «как на ладони». Река Меча, до которой 50 километров гнали бегущее войско, определяется как р. Тихая (между Дьяченково и Мешковской по прямой 51 километр). Интересно отметить, что немецкие хронисты (они же ордынские летописцы) указывали, что битва произошла в местечке «flavasser», то есть «медленная вода» (река Тихая). На французской карте де Лиля это предположительно река Гнилой Донец. Важно отметить, что церковь в г. Богучаре (сейчас в ней краеведческий музей – Автор) – это бывшая церковь Рождества Богородицы (напомним, что Куликовская битва состоялась в день Рождества святой Богородицы, близ села Рождествено (Монастырщина). То есть, населённый пункт Рождествено на карте – это, вероятно, поселение 14 века на месте современного г. Богучара.
Летом 2015 года один из курганов близ села Дьяченково был исследован геофизиками. Получено заключение профессора кафедры геофизики геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.т.н. И.Н. Модина, который изучал по заданию ГИМ тульское Куликово поле в течение 35 лет, о том, что погребальная яма под этим курганом имеет размеры, превышающие 20 метров.
Весной 2016 года поисковая экспедиция использовала георадар, и на основе результатов сканирования земли в течение семи дней и полученных карт было начато бурение земли для установления состава грунта и размеров захоронения. Было сделано следующее заключение: «Мы имеем на исследуемом поле две гряды курганов (грубо по 10 штук), между которым располагается почвенная аномалия диаметром 600 м., на которой тоже есть курганы. На спутниковой карте они плохо, но видны в виде кружочков (это каждый может посмотреть сам – Автор). Один из этих курганов мы исследовали – могильная яма 20 на 40 метров, глубина до 4 метров (получается около 20 тыс. захороненных). Причём в курганах хоронили, конечно, только победителей. Мамаевцы, лошади и верблюды захоронены в ямах, которые давно сровняли с землёй ежегодной перепашкой. Между рассматриваемыми грядами юго-восточнее почвенной аномалии, о которой я говорил, видны темные круги и их много, возможно, это они».

В результате уже на поверхности была обнаружена надгробная плита из гранита (ближайшие залежи гранита расположены в 20 км от данного места – Автор) и осколки разбитого обработанного песчаника. Найден также обломок керамики со следами гончарного круга. Одна сторона серого гранита была обработана, но надпись не сохранилась. Надо сказать, что изучая местность, поисковики установили, что надгробные камни на захоронениях русских воинов были обнаружены ими и на Дъяченковском, и Монастырщинском кладбищах. В металлоломе одного из жителей хутора Дядин (в двух километрах от места предполагаемого сражения –  Е.Р.) лежали несколько наконечников русских копий, найденных на этом поле, которые он поначалу использовал для ограждения своего двора от воров. Здесь же поисковиком Николаем Львовичем Новиковым был обнаружен и топор XIV века, останки кольчуги, которые хранятся в школьном краеведческом музее села Терешково. Аналогичные находки хранятся и в краеведческом музее села Дубрава.


Авторы данного очерка выражают искреннюю признательность за помощь в подготовке и проведении экспедиций С.В. Коноплянко, В.Н. Калинину и А.В. Седову. Большую помощь в исследовании оказали местные краеведы А.Я. Морозов, Д.Ф. Шеньшин, И.Н. Гончаров, И.И. Колодкин. Автор выражает особую признательность сотрудникам кафедры геофизики геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также доценту В.Д. Березуцкому за ценные замечания и В.В. Кравцу за ценные консультации по вещевым комплексам средневековых могильников, которые он дал летом 2012 года и монографию[24].
P.S. В 2018 году кандидат исторических наук В.Д. Березуцкий опубликовал свою новую книгу «Воронежские фальсификации и исторические исследования», в которой есть глава «Богучарская Куликовская битва» – научный поиск и исторические вымысел».  Здесь он подробно анализирует причины несостоятельности существующего места Куликовского сражения, найденные в интернете статьи, и подвергает резкой критике, прочтенную, к сожалению, только в Интернете гипотезу или даже легенду.

Вероятность того, что тут произошло большое сражение, велика, уж больно много найдено останков и остатков, но была ли это Куликовская битва, большой вопрос.
Опровержение данной, возможно, гипотезы путем опровержения (фальсификации) попытался сделать В.Д. Березуцкий. Но прежде всего надо найти факты, а именно, провести раскопки на поле, которое, к сожалению, не занесено в реестр археологических памятников (хотя до 1965 поле с курганами было нетронутым), а сейчас безжалостно распахивается, а многочисленные находки уничтожаются «черными копателями».
Евгений Романов, Михаил Черепнев.

[1] Авторы Евгений Романов и Михаил Черепнев.
[2] Сказания и повести о Куликовской битве / Изд. подгот. Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. – Л.: Наука, Ленинград. отд., 1982.
[3] Сказания и повести о Куликовской битве / Изд. подгот. Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. – Л.: Наука, Ленинград. отд., 1982.
[4] Загоровский В.П. Воронежский край с древнейших времен до конца ХVII века. – Воронеж, 1976.
[5] Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1893. – Воронеж, 1894. –  с. 125 – 157.
[6] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865. – №№ 16, 19, 20, 25.
[7] Багалей М.Д. Очерки из истории колонизации степной окраины московского государства. Москва, 1887 год, – с. 68.
[8] Зайцев А.К. Памятники Куликовского цикла и Летописная повесть «О побоище иже на Дону» // Куликово поле и Донское побоище 1380 года // Тр. / ГИМ. – М., 2005. Вып. 150. – С. 31– 60.
[9] Кравец В.В. «Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой Орды» Монография,  Воронеж, ВГПУ,  2005, 206с., прил. с. 97.
[10] Поле Куликово. Сказания о битве на Дону. Составление, подготовка текстов, послесловие и примечания Л.А. Дмитриева. (Вступительная статья Д.С. Лихачева). М., 1980. С. 110 - 217// Список РНБ, Q.IV.22, рукопись середины XVI в. OCR: 2002.
[11] Перевод Плигузова А.И., выполнен по изданию: Полное собрание русских летописей. Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, с. 311 - 320; Л., 1925, вып. 2, с. 321 – 325.
[12] Черепнев М.А. Куликовская битва. www.perunica, рубрика «Свобода слова» за 12 сеченя 2011 г.
[13] Сказания и повести о Куликовской битве. Под ред. Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1982
[14] Сказания и повести о Куликовской битве /Изд. подгот. Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. - Л.: Наука, Ленинград. отд., 1982.
[15] Сказания и повести о Куликовской битве /Изд. подгот. Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. – Л.: Наука, Ленинград. отд., 1982.
[16] Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия – Воронеж: Кварта, 2006., С.147. 
[17] Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. – Воронеж, 1893
[18] Березуцкий В.Д., Кравец В.В., Новиков Н.Л., «Древности Богучарского края». Воронеж, ВГПУ, 2005. , 130 с., прил. С.46.
[19] Харичев И.Д. Калитва. Воронеж.,2012.
[20] Сказания и повести о Куликовской битве / Изд. подгот. Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. - Л.: Наука, Ленинград. отд., 1982.
[21] Там же.
[22] Газета Сельская Новь, Богучар, 11 октября 2016, с.4.
[23] Русский архив, издаваемой при Чертовской библиотеки Петром Бартеневым. Год восьмой (1870), М., 1871, с.827.

В «Сказаниях о Мамаевом побоище»[14] пишется: «В ту же ночь великий князь поставил некоего мужа, по имени Фома Кацибей, разбойника, за его мужество стражем на реке на Чурове для крепкой охраны от поганых». Из того же текста известно, что в битве принимали участие поволжские народы: черкассы и буртасы. По всей видимости, часть их должна была присоединиться к Мамаю, пройдя через междуречье Дона и р. Чир к Ногайскому шляху, который и должен был перекрыть Кацибей, не дав возможности Мамаю вооружить этих людей и использовать их в Куликовской битве. А может быть, ему была поставлена задача –  перекрыть с востока шёлковый путь, чтобы по нему не пришла Мамаю неожиданная помощь, как это было во время битвы Игоря с половцами в 1185 г.

В октябре 2016 года в богучарской газете «Сельская Новь» появилась статья Любови Герусовой, в которой автор попыталась дать объяснение, почему воронежские археологи установили табу на поиски. Произошло это после того, как в СМИ появилась информация о поиске Куликова поля в Богучарском районе. «… представитель общественной организации «Центр сохранения культурного наследия Центрального Черноземья» даже написал на него (Михаила Черепнева – Автор) в полицию, обвинив в том, что без лицензии роет археологические «недра». Поисковиком занялся ОМВД по Богучарскому району, было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено расследование. В действиях Михаила Черепнева правонарушений найдено не было»[22].

В начале ХIХ века Богучарский край посетил Евфимий Алексеевич Болховитинов. Осуждая грубую, беспардонную политику чиновников, помещиков, купцов в издавна заселенном украинцами Богучарском уезде, он писал: «Дивлюсь я, что некогда бывший благословленный край Богучарский сделался ныне уездом адских ябед и волнений. Да, правда, они ныне видно, уже ныне нигде нет. А все москали»[23].

[24] Кравец В.В. «Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой Орды» Монография,  Воронеж, ВГПУ, 2005, 206 с., прил. с.97.


Комментариев нет: