Поиск по этому блогу

США – Россия. 25 лет спустя.

На итоговой конференции американский профессор Эммет Райт, поразил нас своим выступлением. Дословно он сказал так: «После запуска Юрия Гагарина в космос, президент Джон Кеннеди, вызвав к себе министра образования, приказал перестроить всю систему образования на советский лад». 
  
В этом году исполняется 25 лет со времени одной из первых поездок большой делегации представителей образования от Воронежской области в Соединенные штаты Америки. В рамках обмена в 1993 году, американцы сначала побывали в Воронежской области, а затем, через год представители образования: учителя, преподаватели ВУЗов, директора школ, заведующие РОНО, главы районов отправились в США. Делегация была большая более 40 человек.
20 лет спустя, анализируя прошедший период изменений в образовании, надо отметить, что не все так плохо в образовании Воронежской области и России, как иногда об этом пишут в газетах и говорят депутаты, хотя есть и большие проблемы.
Первые встречи с педагогами школы №146 города Нью-Йорка, района Манхеттен, прошли 20 апреля 1994 года. Дискуссию по теме «Специальное образование» вел Чарльз Эванс, который посетил Богучарский район в августе 1993 года.
Основной темой разговора было образование детей с недостатками в умственном и физическом развитии. Для Нью-Йорка эта тема очень актуальна, поскольку 95 процентов населения города – эмигранты, при этом большая часть (30 процентов) имеет определенные отклонения в развитии. Для хозяев было интересно узнать, как мы обучаем таких детей вместе со всеми. Родители нью - йорских школ не очень хотят, чтобы одаренные и нормальные дети учились вместе со слабыми, на этой почве возникают конфликты. Паблик – школа №146 поразила тем, что на входе стоит вооруженный полицейский, есть полицейские в самой школе, которые следят за тем, чтобы в школу не приходили наркоманы и преступники. Преступность в районе Манхеттена очень высокая. Русские эмигранты, работающие в данной школе, рассказывали, что обворовыванию подвергаются квартиры даже на 15 этаже, в вечернее время на улице лучше не выходить. Тогда для нас еще не было этой проблемы, охрана учреждения, эмигранты и нам казалось, что это проблемы «загнивающего капитализма». Теперь эта проблема, возникла и у нас. Во - первых охрана, как правило сначала она проводилась за счет средств родителей, затем стала на цивилизованный уровень и сейчас проводится за счет средств, районного бюджета и это радует. В месте с тем, что может, сделает условно говоря «полицейский - вахтер», в крайнем случае нажать на кнопку оповещения. Да, можно нанять полноценную охрану, но кто будет за нее платить, опять родители. Проблем
а наркомании и преступности. Не секрет, что в маленьких селах и городах, она стоит не так остро. Первопричина, это народная культура и обычаи села, низкая информативность «пороков», слабый Интернет. И зачастую, знания и о них и слишком частая неправильная пропаганда влияют отрицательно. Многим директорам знакома такая ситуация, когда после посещения, работниками полиции и их рассказ
ами об азартных играх на деньги, все школа начинает «звенеть» деньгами, это частный пример, но то же самое происходит и с наркотиками, когда любопытные подростки легко выуживают информацию, как надо готовить и где купить. А поток отчетов по наркомании и суицидам, сексуальных домогательств со стороны родителей, должен неуклонно расти. Никто не задумывается, что чем больше мероприятий, тем больше информированность, тем больше преступность. По - моему телевидение, это уже доказало.

Взять передачу «Пусть говорят». Обидно за ведущего, что в жизни ему достался плохой учитель. Его герои: суррогатная мать, престарелая певица с молодым мужем, алкоголики  и тунеядцы. Телевизионная грязь на школу, насилие, убийства хорошее пособие для молодежи. В Америке вы это на центральном канале этого не увидите.
А где герои войн, простые патриоты нашей Родины. Кто пойдет защищать поля и луга, огороженные колючей проволокой, реки и озера с платной рыбалкой?
Но вернемся в Америку. Очень интересная беседа 20 апреля 1994 года завязалась с поляком Евгением Жуковым, который работает в начальных классах одной из Нью - Йорских школ. Он хорошо владеет русским языком, поэтому смог ответить нам основные проблемы школ Америки. Это взаимоотношения родителей и детей, работа с теми, кто до 5 класса не умеет читать, не хочет учиться. Кстати, Евгений Жук обладает интересной методикой обучения детей чтению. Он познакомил с системой оценки знаний учащихся (кто хочет из учителей, тот сам создает свою систему оценки знаний, но для себя). В основном это тесты в конце месяца, и определение на их основе уровня прохождения материала. При этом его школе полностью отказались от системы оценки учащихся и их разделения на группы, пытаются обучать всех вместе. Одна из проблем американских школ, рассказывал Евгений Жук, состоит в том, как, используя компьютерную технику, развивать духовные начала школьников. После дискуссии каждый из ее участников заполнил анкету, в которой дал оценку проведенному диалогу. Все почему – то поставили одно пятерки, мне почему – то пришло в голову поставить объективно, Чарльз Эванс подошел ко мне и поблагодарил.
Надо отметить в школах Нью-Йорка, мы не увидели не одного компьютерного рабочего места учителя, за исключением компьютерного класса. Хотя у нас тогда в Филоновской школе уже было кабельное и компьютерное телевидение. Американца при посещении школы, долго пытали, кто делает программы для учебного процесса и были удивлены, что их выполняет учитель. Уже в США понял почему, оказывается у них, над этим работают целые институты. А вот обеспечение учебного процесса оборудованием, это задача учителя. Да и у нас 20 лет назад был один магазин в Воронеже, на Южно – Моравской, куда за оборудованием отправлялся учитель. Но там это поставлено по - другому. Магазин сам приезжает на турбазу арендуемую педагогами на выходные, учитель выбирает, что ему необходимо и уже в понедельник, все на рабочем столе. Отсюда и высокий уровень практической направленности предметов. Пример тому школа №72 Нью-Йорка. Школа насчитывает 700 учащихся и 60 учителей. Обучение детей ведется по кабинетам, в каждом из которых раздевалка, тут же – наглядные пособия, учебники методички. Все это открыто и доступно. Нашим гидом была Эльба Марреро – профессор, учитель начальной школы.
Мы побывали на уроке природоведения в 5 классе. Дети чистили и разрезали рыбу, изучали ее содержание. Затем сами приготовили ее. То есть, в основе образования – развитие практических начал, творчество, игра. Урок пения учитель вел с гитарой в руках, дети спели песню для российской делегации. Поразила практичность школы, обыденность: везде наклеены плакаты, работы детей, и все – на станах. На входе – выставка рисунков на тему «Мир». Весь класс был уставлен пособиями и гербариями которые казалось беспорядочно лежали в класса. На наш вопрос откуда, столько гербариев, последовал ответ: «Была в отпуске в Южной Америке, там и собрала…». Для нас это, то же было шоком. В отпуск в Южную Америку?
Мы спросили у Эльбы, как она добивается дисциплины. Она сказала, что очень строга, топает ногами, а тех, кто красится, сама умывает под краном, и что дети называют ее «ведьмой». Дети в школе любознательные, как и везде, и непослушные. Она частенько на них покрикивает, именно так она себя вела, когда ребята начали приставать к нам и просить значки и марки. В компьютерном кабинете доски белые, пишут по ним корректором. В основном на уроке дети занимаются построением геометрических фигур, используя компьютеры марки Шелтон. Дети в этой школе возраста 12 - 13 лет. «Недостаточно нравственные». Это – наши «трудные». Совместно с учителем дети выпускают книги, которые впоследствии используются в младших классах. Проводятся конкурсы на лучшую книгу и победители награждаются медалями. Это нам знакомо, лет 40 это точно.
Нет сомнения, но практическую направленность предметов, мы потеряли надолго.
Основная причина, на мое видение это взятый курс на укрупнение школ. Возможно в то время это было правильно, такое случается не только в России, но и в США
Удивил кабинет директора. На стенах – фотографии учеников, грамоты, на столе - фотографии членов семьи, к стати то же самое и у губернатора штата Канзас. Надо сказать, что отношение к близким и родственникам в Америке и России резко отличаются. Как правило, в кабинете любого начальника весит портрет, премьера, губернатора, президента. Что это идолопоклонничество? И очень редко в кабинете руководителя, да и в любом школьной классе можно увидеть портрет матери, отца, детей, учащихся.
Компьютер директора содержит различную информацию о детях, их опозданиях на уроки, других нарушениях дисциплины. Работа с нарушителями ведется строгая, как выразился из членов делегации, Америка – страна законов и дубинок. Если ученик опоздал на урок или не пришел в школу, сразу же об этом сообщается родителям, и его наказывают – запрещают посещать школу в течение 4 - 7 дней. Если нарушение повторяется, или оно еще более грубое, ученик исключается из школы, при этом карманных денег родители не дают, каждый зарабатывает себе сам.
Двадцать второго апреля мы улетели в штат Канзас и посетили его столицу Топика, побывали в Капитолии (каждая столица штата имеет свой Капитолий, подобный вашингтонскому). Капитолий в Топике самый высокий, при этом зайти в него может любой, то есть на входе тебя не спросят, к кому ты идешь и зачем. Нас представили губернатору штата Джоан Финней, это единственный в Америке тогда губернатор – женщина. Нас сфотографировали в ее кабинете и подарили фотографию с ее автографом. Затем мы поехали на автобусах в район Манхеттена – учительского города – на базу лагеря Канзасской ассоциации учителей, куда они из разных штатов приезжают отдыхать и повышать свой методический уровень. Ассоциация выкупила этот городок в свое пользование. Здесь, подобно нашему богучарскому детскому лагерю «Орленок», что на озере Песчаное, организован отдых с конца пятницы до конца воскресенья. Учителя имеют в своем распоряжении столовую, небольшие комнаты на 4 и 2 человека, душевые, туалет. Сами накрывают на стол, продукты закупаются на деньги ассоциации. Кстати, из опыта работы скажу, что подобные ассоциации уже создаются в Липецкой области. Основное время они обмениваются опытом работы, конструируют воздушные шары и воздушных змеев, изучают природу – насекомых и растений. По вечерам организуют развлекательные предметные шоу. Мы побывали на физическом и химическом вечерах, с шутками и юмором показывали нам фокусы (опыты). Несомненно, подобные ассоциации необходимы и нашим учителям.
На собрании членов американской ассоциации учителей всю нашу воронежскую делегацию приняли в ассоциации КЭТЕ и вручили сертификаты, Устав и программу на год. Вечером все вместе мы пели у костра русские и американские песни, в танцевальном зале разучивали американские танцы. В воскресенье проходили занятия по секциям, где мы перенимали опыт практической деятельности американских учителей по вопросу самообразования. В это же день мы расстались и переехали в Манхеттен, где прожили три дня. Посещали школы, университеты.
Базовый уровень образования американских школ желает быть лучшим. В это мы убедились на своем опыте. Достаточно сказать, что в канзасском университете при посещении лекции по химии, учительница из города Россошь, отлично владеющая английским языком, исправила ошибки на классной доске, на которой он писал студентам, химическую реакции, со словами: «У нас то же такие кандидаты наук имеются».
25 апреля на пленарном заседании «История и философия американского образования» прозвучал доклад (по секциям) «Обучение в сельской школе». Докладчик Жаклин Спейс, ассистент профсоюза Канзасского университета. Жаклин познакомила нас с системой сельских школ, финансирование которых осуществляется следующим образом:
- 5 процентов – федеральные органы,
- 50 процентов – штат,
- 45 процентов – местное обеспечение.
Существует также региональная программа финансирования, направленная в основном на наем учителей. Очень остро стоит проблема с кадрами в сельской местности, текучесть кадров 38 процентов. Зарплата в сельской местности ниже, чем в городской.
Учитель совсем не имеет социальной защиты. Руководство сельской школой, где насчитывается 200 человек, осуществляется, как правило, директор. Он имеет двух секретарей и заместителя. Подходы к оценке деятельности учителя в каждом конкретном случае разные. Неуспеваемость учащихся не влияет на заработную плату и условием расторжения контракта не могут служить низко написанные тесты. Наполняемость классов – от 15 до 40 учащихся. Оплата за внеклассную работу идет дополнительно. Жаклин рассказала о перспективах развития школы в сельской местности:
а) разнообразные программы обучения;
б) рост испано - говорящего населения и населения из Азии (в школах дети говорят на 17 языках); Предметы родного языка дети изучают через кабельное телевидение, учитель преподает в одной школе, а трансляция идет сразу на несколько школ. Такой опыт, сейчас есть и у нас в Воронежской области.
в) подготовка к жизни учащегося после школы, в частности, профессиональная подготовка;
г) воспитание уважительного отношения к различным нациям (интернационализма);
д) техническое оснащение школы (создания сети спутникового телевидения, в частности, для преподавания ряда предметов через телевидение, кабельное телевидение между школами).
Прошло 20 лет после посещения американских школ и как мы видим проблемы американской школы очень похожи, на наши нынешние.
Как сказал Жаклин Спейс, школа - сердце села. Если закрывается школа, то падает культура села. Поэтому в Америке стараются сохранить, малочисленные школы, к сожалению, в начале столетия у нас их «сократили», и только последние годы, процесс был приостановлен уже на федеральном уровне. Становится заметным, что учителя замыкаются, являясь только носителями знаний, не хотят быть активными членами общества. Да и наш президент Владимир Путин уже в 2013 году, открыто выступил за сохранение маленьких школ в сельской местности.
Интересны подходы к решению этой проблемы: Создание в школах предметов развития бизнеса (в старших классах). Создание групп учащихся, которые могли бы управлять обществом (проведение конкурсов на модель развитие своего села). Создание подобных гражданских проектов, активно развивается и у нас в районе.
После обеда состоялось общее заседание в банкетном зале. Прозвучал доклад «Статьи для профессиональных публикаций». Пауль Бурден, профессор Канзасского университета, познакомил нас, как можно опубликовать свои научные статьи в американских журналах и как подготовить их к публикации. Американскую сторону очень заинтересовала наша методика статистической оценки деятельности учителя, было предложено сотрудничество в этом направлении.
Прошло уже более 20 лет, но я по - прежнему считаю, что основным критерием успешности учащегося, является урок. Хотя есть и скептики, которые придерживаются аксиомы – урок будет проходить и без учителя. Именно оценка деятельности учителя на уроке, что частично делают американцы и должен влиять на его уровень квалификации. У нас же по прежнему оценкой учителя и школы являются результаты контрольных работ и тестов.
Затем была дискуссия за круглым столом на тему «Административная работа в образовании». Сначала американская сторона. А затем русская, поделились своими подходами в администрировании образования. Американцы провели дискуссию грамотно, четко обозначили 4 вопроса и время на их обсуждение. Структура администрирования школ в Америке следующая: Каждый штат имеет свой орган, который отвечает за постановку образования, в Канзасе он состоит из 7 человек. Район Манхеттен имеет своего школьного суперинтенданта, который выбирается местными жителями на 4 года. Каждая школа имеет своего директора (он одновременно может быть и суперинтендантом, если район маленький). Суперинтендант, если в районе 7000 человек, имеет 5 заместителей, он контролирует работу школы и регулирует финансирование. Примерный день суперинтенданта выглядит так: Знакомство с ситуацией в районе. Встреча с бизнесменами, которые занимаются строительством школьных зданий. Встреча с другими суперинтендантами (при этом разбирались вопросы о дисциплине и наказании учеников, которые мешают на уроках, об их исключении). Контроль найма на работу, финансовые вопросы и оценка качества деятельности учителя. Каждый год проходит оценка деятельности администрации. Каждый администратор на конференции отчитывается о проделанной работе и намечает цели на новый учебный год. Такой отчет занимает не более 10 минут.
Встреча в Америке с профессиональными учителями студентами (так называют учеников) было очень много. Особенно запомнилось посещение двух школ в Барлингтоне и Лерое. Школа Берлингтона. На пороге офиса нас встретил директор школы Джон Хотзель. Школа имеет 200 учеников, расположена в сельской местности. Население самого Берлингтона чуть больше 2500 человек. Школа имеет три здания. Одно для детского сада и начальной школы (дети с 5 до 12 лет), в начальной школе обучает один учитель с 1 по 6 класс. Во втором здании дети с 12 до 15 лет. И в третьем здании учатся с 15 до 18 лет. Школа имеет свои столовую, спортивный зал, богатую библиотеку (из русских писателей нашли только одного). Американцы были к стати поражены знанием русских, американской литературы. Вместимость классов от 15 до 25 человек. В выпускном – 16 ребят.
Продолжительность урока 50 минут. В школе, как заявил директор, учащиеся находятся 6 часов 28 минут. Затем старшеклассники уезжают на своих машинах домой (права на вождение им выдаются с 16 лет), а малышей развозит школьный автобус.
В школе свои волейбольная, бейсбольная, легкоатлетическая команды, соревнования проходят ежегодно, победители получают очень красивые призы.
Материальное оснащение школы очень и очень богатое, это компьютеры, наглядные пособия, все, в отличие от Нью - Йорских школ, открыто, доступно замков на дверях нет.
С директором школы мы обменялись учениками в частности, удалось получить очень интересные материалы по оценке деятельности учителя, положение об американской школе, американский хедбук. Обратила на себя внимание структура контроля. Директор посещает в среднем 2 - 3 урока, при этом о посещении одного он предупреждает, на другие приходит с видеокамерой. После такого посещения можно расстаться с работой хотя, несмотря на большую текучесть кадров, устроиться на работу без рекомендательного письма очень сложно.
Школа в Лерое. Здесь мы беседовали с Лари Клерком, суперинтендантом Бармингтона, завучем школы, учителями и учащимися. Офис директора имеет 3 компьютера, ксерокс. Имеется три секретаря, каждый отвечает за совой отдел. В день нашего приезда в спортивном зале учащиеся проводили выставку поделок «Моя профессия», которые они делали дома. Занимается этими вопросами специальный учитель, отвечающий за развитие творческих способностей учащихся. Школа вмещает в 3 отдельных здания. Школа очень богатая. Здесь у нас состоялась интересная беседа о системе контроля. Мы долго выясняли как успеваемость ученика отражается на учителе. «Наказывают» его за двойки ученика или нет. И все же выяснили, что нет. Успехи учащегося – это прежде всего статистика школы и его личное дело. Но учитель должен постоянно стимулировать его деятельность, как на уроке, так и после урока. Как правило через, через качественные экраны успеваемости и родителей.
По обыденности жизни школ было видно, что нигде к встрече с нами особенно не готовились, хотя русские были в этих школах впервые. Дисциплина в данной школе строгая. В этом году они уже исключили 5 учеников. Вопрос исключения решает совет школы, состоящий из педагогов и общественности. Дети только пытаются «бороться» за право быть в совете школы. Мы в этом вопросе их уже «обошли».
Завуч школы при этом сообщила, что в соседнем городе, где население 30 тысяч человек, полицейские дежурят не только на входе в школу, но и в коридорах. И мы выразили удивление по поводу того, что школу, в которой мы находимся, никто не охраняет, хотя она имеет технологическую лабораторию по разработке роботов.
Каждая школа, так же, как и у нас, имеет право выбора предметов. В учебном плане есть предметы основные и второстепенные. Всего учащийся может изучать не более 10 предметов. При этом школа сама регулирует, по каким предметам проводить тестовые работы. Результаты тестовых работ служат часто статистическим материалом для сравнения, какая группа детей учится лучше, и никак не включаются в оценку деятельности школы и учителя. На выпускных экзаменах учащиеся пишут сочинения со свободным изложением событий, оценка его не влияет на четвертные и годовые.
Круглый стол нашей делегации оценил поездку и выработал общие взгляды на американскую школу. Мы оказались едины в следующем:
Уроки в американской школе – это игра; развивающая творческие начала, практицизм. Большая роль отводится развитию интереса к учению, в школах присутствует дух соревнования, в классе, между школами и штатами. Что когда – то было и у нас.
Содержание теоретического материала насколько бедно, что ни в какое сравнение не идет с русскими школами (к примеру, по математике в 7 классе проходится то, что мы проходим в 5 классе). Не случайно уезжая от нас американцы везли с собой самое ценное, это российские учебники. Наши компьютерные образовательные программы насыщение и совершеннее американских,  и то, что в Америке разрабатывают институты, у нас разрабатывают в школах.
Знания наших учеников и учителей достигаются очень большим трудом, они глубже и разнообразнее.
Но у американцев есть чему поучиться. Это организация воспитания чувства патриотизма, развитие профессиональных способностей. Каждого способного учащегося работодатель начинает «отслеживать» еще со школьной скамьи, что бы взять к себе на работу. Каждая школа имеет свой герб (как правило, это какое – либо животное) и девиз. К примеру, в школе Лерое эмблема кота. Свято соблюдаются школьные традиции.
Интересно, что при входе в каждую школу есть книга, где собраны фотографии всех выпускников школы по годам.
На итоговой конференции американский профессор Эммет Райт, поразил нас своим выступлением. Дословно он сказал так: «После запуска Юрия Гагарина в космос, президент Джон Кеннеди, вызвав к себе министра образования, приказал перестроить всю систему образования на советский лад». И система советского образования в американских школах работает в Америке до сих пор. Мы видели не только блеск, но и нищету образования, что признавали и сами американцы. Очень разительная разница школ Нью – Йорка и Канзаса. В сельских школах лучшее оснащение, но менее квалифицированные кадры. Да и встречали нас везде по разному, в одних школах, как старых друзей, в других директора не захотели с нами даже общаться. В городе Лерое к нам приехал один из фермеров. Шел дождь, на банкет он пришел к нам в промокшем дождевике. Объяснив, что приехал, аж за 100 миль, что бы посмотреть на русских. В своей речи он сказал: «Не верьте телевизорам и прессе, которая пишет, что в Америке, все отлично. Нам о Вас показывают, что у вас медведи ходят по улицам, и вы до сих пор ходите в шапках ушанках, все вырыли себе бомбоубежища и готовитесь к войне».
Сегодня Америка и Европа продолжают наступательную холодную и идеологическую войну против России. В конце 80-х годов XX века мы ее проиграли. Сейчас мы понимаем ельцинское правительство, развалило всю советскую систему образования, в том числе и систему патриотического воспитания. Особенно, по моему мнению постарался министр образования РФ Э.Д. Днепрова который фактически убрал из закона «Об образовании в РФ» воспитание патриота и интернационалиста. Выросло целое поколение воспитанное на ценностях крайнего индивидуализма, эгоизма и потребительства. Поколение 90-х годов стало жить в стране, в которой напрочь отсутствовала какая-либо идеология и система нравственных ценностей. 
Но мы оптимисты, пока хороший учитель находится в классе, хотим ли мы того или нет, он не только обучает но и воспитывает. И в этом наше будущее.

Комментариев нет: