Поиск по этому блогу

вторник, 21 ноября 2017 г.

На деревню к дедушке Антона Чехова

.
Антон Павлович Чехов родился за год до отмены крепостного права. А за двадцать один год до этого его деду, Егору Михайловичу, ценой неимоверного труда удалось скопить три с половиной тысячи рублей и выкупить всю семью из крепостной зависимости. Богучарцы знают, что род Антона Павловича Чехова неразрывно связан и с их краем.
Но о том, как протекала жизнь представителей рода Чеховых в Твердохлебовке, малоизвестно.
Егор Михайлович вспоминал: «Я обратился к помещику с просьбой об освобождении меня и моей семьи от крепостничества. Помещик посчитал всех членов семьи и нашел, что для выкупа моей дочери Александры денег не хватает, и он отдал мне ее бесплатно, как малоценный товар». Когда же были оформлены документы об освобождении семейства от крепостного права, помещик подарил Егору Михайловичу «… две телеги с парой лошадей каждая. Собрав свой скудный скарб, среди которого я вез два короба книг и журналов, подаренных мне членами семьи помещика, на другой день ранним утром, простившись со своим учителем грамоты Сидором и его семьей, я покинул имение Ольховатку (после выкупа на волю Егор Михайлович прожил в Ольховатке с семьей еще два года. Е.Р.) место мрачной жизни крепостного раба». Путь его семьи лежал через Россошь, мимо деревни Митрофановка, села Райновское и хутора Даниловка. Только к вечеру в субботу прибыли в Константиновку (ныне Кантемировка).
На другой день, в воскресенье, проехав деревни Талы и Писаревку, они оказались в Твердохлебовке, чтобы здесь выдать свою дочь Александру замуж: «Она была очень юная, и я боялся везти ее в город, ибо там жулики ее могут обмануть». Дочь была выдана замуж за сельского писаря Василия Григорьевича Кожевникова, грамотного человека, которого и сочли достойным.
Сохранились воспоминания о деде писателя А.П. Чехова Егоре Михайловиче Чехове и семье его дочери Александры Егоровны, записанные Андреем Константиновичем Руденко со слов своей матери Веры Васильевны Руденко, дочери Александры Егоровны Чеховой (Кожевниковой). В записях сообщалось: «Егор Михайлович Чех, отец моей матери Александры Егоровны Кожевниковой, часто навещал свою дочь, проживающую в с. Твердохлебовка Воронежской губернии в 15 верстах от уездного города Богучара. Это посещение обычно приурочивалось к осени, после окончания сельскохозяйственных работ в имении помещика Платова на Донщине, где Егор Михайлович работал управляющим его имения.
Путь в село Твердохлебовку был нелегким, так как большую часть его надо было преодолевать на лошадях в дождливую осеннюю погоду. Для всех нас его приезд был радостным и желательным, особенно для его дочери, нашей матери, которая очень тосковала за своими родными, будучи оторванной от них с юношеских лет своей жизни.
Егор Михайлович тоже охотно проводил зиму у своей дочери Егоровны (так он ее именовал), питая к ней особенное чувство трогательной жалости из-за ее постоянной тоски по матери. Нас в семье было пять человек. Три старших сестры: Анастасия, Мария, Анна, брат Василий и я – младшая дочь Вера». Большим авторитетом он пользовался не только у жителей Твердохлебовки (давал практические советы по сельскому хозяйству и пчеловодству), но и у представителей Земской управы Богучара, куда его в каждый приезд к дочери приглашали для участия в заседаниях. «В знак глубокого уважения Егору Михайловичу присылали из управы газеты и всевозможную литературу, которую он с большим интересом прочитывал.
Егор Михайлович был очень умным и начитанным человеком, который на все вопросы давал разумные ответы», – вспоминала Вера Васильевна Руденко. Ефросинья Емельяновна и Егор Михайлович Чеховы очень переживали, что их дочь Александра не могла учиться, ведь ее брат Павел (отец А.П. Чехова) учился в гимназии. Вместе с тем дети Александры – три дочери и сын – обучались грамоте в местной приходской школе, а младшую Верочку, любимую внучку, он обучал грамоте сам.
Вскоре семью постигло горе: муж Александры Егоровны Кожевниковой (Чеховой) Василий Григорьевич потерял зрение. «К этому времени детей у Александры Егоровны было уже пять человек – четыре дочери и один сын. Положение сделалось затруднительным, во главе семьи стал несовершеннолетний сын Василий, который вел небольшую торговлю при доме и смотрел с сестрами за пасекой и огородом». Однажды Егор Михайлович был приглашен на заседание управы и взял с собой внуков. В Богучаре он познакомился с одним из сотрудников управы – «Кудиновым Акимом, работающим там около 4 лет и проживающим в Богучаре. Прошло некоторое время, и Егор Михайлович предложил Александре Егоровне устроить семейную жизнь ее старшей дочери Анастасии с Кудиновым Акимом». И молодые впоследствии поженились.
Здесь же, в Богучаре, Егор Михайлович «знакомится с торговцем оптовой продажи мануфактуры Павловым Михаилом» из деревни Верхняя Гнилуша. «Он начал советовать дочери об устройстве семейной жизни второй ее дочери Марии, что и было сделано через год после замужества первой дочери», – отмечает в своих воспоминаниях Вера Васильевна Руденко.
Сам Егор Михайлович жил в Таганроге, куда к нему наведывались дети и внуки. Однажды во время разлива, когда к Богучару по реке стали проходить баржи и пассажирские пароходы, Александра Егоровна вместе Верой отправилась по Дону в имение Платова, где жил Егор Михайлович: «На другой день утром мы прибыли к месту жительства Егора Михайловича, где он нас встретил и повел в свой домик. Открыв дверь, мы увидели старенькую, слабенькую женщину, сидевшую на постели с протянутыми к нам руками. Моя мама с рыданиями бросилась к ней, упала перед ней на колени и без конца целовала бабушкины руки. Я повторяла за мамой то же самое и громко плакала». Через сутки они вернулись в Богучар, а затем в Твердохлебовку.
В июле 1878 года Ефросинья Емельяновна умерла. В начале октября Егор Михайлович в сопровождении сына Митрофана Егоровича приехал в Твердохлебовку с просьбой к Василию Кожевникову помочь с ликвидацией дел в имении Платова. Митрофан Егорович пробыл в Твердохлебовке три дня и отбыл назад. В конце лета и осенью 1878 года Е.М. Чехов побывал у внуков в Таганроге, Москве, Калуге, а затем на новый год приехал в Богучар и Твердохлебовку. Вера Васильевна Руденко вспоминала: «Приближались рождественские праздники, и Егор Михайлович, несмотря на большие морозы, решил посетить все церковные службы. В его адрес были получены поздравительные праздничные послания от сыновей, знакомых и работников земской управы г. Богучара, что очень обрадовало его. В конце января земская управа все же решила сделать ему приглашение приехать на совещание, от чего он отказался по состоянию здоровья и просил при надобности прислать к нему агронома, где он сможет дать какие-либо советы. Что и было сделано. Прошли морозные месяцы, приближалась весна, и Егор Михайлович стал тяготиться своим бездельем, начал вспоминать свою трудную жизнь с самых ранних лет. Дочь Александра Егоровна и внук Василий успокаивали его, говоря: «Отдохнешь хорошо и снова начнешь трудиться». Но время больше не пришло. Егор Михайлович начал жаловаться на недомогание и большую слабость. Уставал даже читать и просил меня, внучку, помогать ему в этом. Читали мы больше на религиозные темы и журналы по сельскому хозяйству. Внук Василий, с ведома Егора Михайловича, обратился в сельскую управу с просьбой прислать врача проверить состояние здоровья дедушки. Врач нашел у Егора Михайловича большую слабость относительно физической нагрузки прошлого, отразившейся на сердечной деятельности.
Видя ухудшающееся состояние здоровья дедушки, мать написала всем дочерям письма с просьбой навестить дедушку. Внучки своим приездом очень обрадовали Егора Михайловича. При этом Егор Михайлович высказал мысль пригласить сына Митрофана приехать его проведать, так как он уже плох и не может никуда двинуться. Письмо брату Александра Егоровна написала, и он уже через неделю приехал в Твердохлебовку.
Егор Михайлович настолько обрадовался, что от радости расплакался. Мы все очень разволновались и с трудом успокоили дедушку».
Предчувствуя близкую кончину, Егор Михайлович решил посетить родственников. В письме, направленном отцу Антона Павловича Чехова его братом Митрофаном, сообщалось: «В воскресенье 11-го числа он был в Богучаре в гостях у Настеньки. Прощаясь с ними … он им пророчески сказал: теперь я всех детей и внуков проведал и благословил, так как Исаак Якова, Яков Иосифа и братию его; этим я приготовил себя к погребению». А 12 марта Егор Михайлович вернулся в Твердохлебовку и «почувствовал дурноту», к нему был приглашен священник для исповеди. «После окончания таинства священника он попытался пройти по комнате поддерживаемый с одной стороны Василием Григорьевичем, с другой сестрой. На поворот обратно он преклонил колено, и более у нас не стало отца, благодетеля….»
Случилось это в 5 часов по полудню. Священник отец Константин прочитал отходную молитву. Иван Феофанович Луценко сразу же направил телеграммы всем детям Егора Михайловича. Митрофан Егорович и Людмила Павловна Чеховы ответили сразу же и попросили, чтобы отца не хоронили без них. Уже 14-го числа в 11 часов вечера они прибыли из Ростова в Кантемировку, где их встретил Иван Феофанович, и через час, проехав на лошадях 45 верст, к 7 часам утра в четверг, 15-го, были в Твердохлебовке. Тело покойного все это время лежало в местной церкви. Похороны состоялись 15 марта 1879 года на местном кладбище. Егора Михайловича похоронили с почестями. Как сообщал в письме Митрофан Егорович, такого не видели даже в городе. На могиле был поставлен «дубовый крест с резьбой имени и фамилии, кто здесь покоится». В пятницу, 16 марта, Митрофан Егорович, вместе с женой выехал из Кантемировки в Ростов, а затем в Таганрог.
Шестого апреля 1879 года было отправлено первое письмо отцу А.П. Чехова, в котором Митрофан Егорович и Людмила Павловна Чеховы, побывавшие в Твердохлебовке, подробно описали последние дни жизни и похороны. Они попросили прочитать письмо Михаилу Михайловичу, а потом отправить его в Калугу родственникам с просьбой впоследствии прислать письмо обратно в Таганрог.
Письмо это просто бесценно. Оно было найдено в Государственном историческом музее в Москве краеведом Евгением Пажитковым. Выдержки из него частично использованы мною при написании этой статьи. Интересно, что в нем описано, как проходили последние дни деда А.П. Чехова и сами похороны.
В частности, сообщается: «Через час после нашего приезда отслужена была панихида ... через два часа явилось все духовенство    три священника, дьякон и причетники опять служили панихиду…». Вынос тела на крыльцо, во двор и при выносе за двор трижды сопровождался чтением Святого Евангелия, а «...на колокольне производился печальный протяжный звон. Шествие из церкви началось похоронным пением … на старинный напев». На протяжении всего пути до храма сделали две остановки. В церкви отслужили литургию по покойнику. При отпевании погребения и прочтения отцом Михаилом надгробной проповеди гроб с покойником держали на руках. Шествие на кладбище шло медленно и сопровождалось пением и чтением Евангелия.
Второе письмо было написано на адрес Павла Егоровича и Евгении Михайловны Чеховых 29 апреля 1879 года из Таганрога. В нём сообщалось, что «завтра … ему исполнится 40 дней» и по сему поводу будут служить литургию и панихиду в церкви детского приюта.

Комментариев нет: