Поиск по этому блогу

среда, 14 февраля 2018 г.

Винницкий родник


 Во второй половине XVII века и начале XVIII века первые переселенцы из Черниговской, Полтавской, Харьковской, Винницкой губерний, волостей, хуторов и сел появились сначала на территории Острогожского полка, а затем и на землях входившего в него Богучарского уезда.
С собой они приносили свои имена, фамилии, названия населенных мест. Так знакомые теперь Богучарцам. Взять хотя бы названия сел и хуторов. Черниговской губернии: Алексеевка, Веселый, Варваровка, Вольное, Высокое, Греков, Дьяченково, Журавка, Кравцова, Криница, Рогозино, Степанов, Загребелье, Филоновка, Терешковка, Степной, Григорьевка, Ольховка, Покровка, Соколовка, Томиловка, Федоровка. Полтавской губернии: Марьевка, Савки, Твердохлебы, Терешки. Подольской губернии, Винницкого уезда: Писаревка, Степановка. Екатеринославской, Таврической и Херсонской губернии[1] - Белозерский уезд: Копани, Никольское; Чаплинского уезда – Червонная Долина и многие другие.
И не удивительно, что в Богучарском районе, так много фамилий с суффиксами: - енко, – ко, - ский.
Да и других украинских фамилий.
Взять хотя бы фамилии Винницкого уезда: Борейко, Гладченко, Голубова, Журавская, Иванченко, Кучер. Михнова, Перевозников, Романенко, Раковский. Михайлов, Костенко, Черный, Марченко, Мартыненко, Коваль, Осадчий, Сиденко.
Исторически Богучарский край входил в южную часть Воронежского края, которая в народе называлась «Донская Украина». Активное заселение продолжалось и во второй половине XVIII века.. С 1748 по 1782 год многие фамилии малороссов изменились и были приближены к нормам русского языка: замена – ец на – цов, – ак на – аков, – ик на – иков и т.д.).
Большую роль в расселению колонистов, пребывающих из Малороссии и Польши на территорию Острогожского полка, в период 1765 по 1770 год сыграл Лисаневич Иван Стефанович исполнял должность уполномоченного комиссара по расселению. Много украинцев пришли на богучарские земли  после крупнейшего крестьянско-казацкое восстание в 1768 на Правобережной Украине против феодально-крепостнического, национального и религиозного гнёта шляхетской  Польши. Среди них Бондоренко, Дейнекины, Кичатые, Ковали, Костенко, Нежевые, Романенко, Тараны, Чалые, Щербинины.
Переселенцы первые 12 лет освобождались от всех налогов и местных сборов. Их дети на этот период освобождались от воинской службы.
С фамилиями пришли названия оврагов урочищ оврагов долин. В Богучарском уезде появились названия: Забудьков Яр, Винницкий овраг, Таранов яр, балка Савчина, урочище Сармин, Червонная долина, яр Метригуз.
У богучарцев, до сих пор сохранились малороссийский говор (суржик), обычаи, одежда (правда в сундуках бабушек), традиции, поверья и конечно легенды. Одну из них мне поведал поэт Леонид Ступаков - житель села Красногоровка. Он даже написал стихотворение «Тайна родника», в котором, поэт поведал одну из легенд села.
В Винницком урочище среди полей,
В тишине за Лысой белой горкой
Прячется родник под кроной тополей.
Тайну о любви дивчины гордой
Сохранил в душе своей до наших дней.
Бросит на пришедшего пытливый взгляд
Разольётся песней по долине
Сказочно-певучей на старинный лад.
Подражая голосом дивчине,
Соловьиной трелью зазывает в сад.
Доля занесла в далёкие края,
Винница родимая молчала,
Разлучила с милым, миражом маня.
Диким лебедем любовь кричала,
Верность сердца в поднебесье унося.
Тайну о любви дивчины той хранят 
В Красногоровке легендой страстной.
Сквозь века колокола по ней звонят
Нежностью чарующе-прекрасной,
Лебединой песней в небесах звенят.
Действительно в XVIII-XIX веках в с. Красногоровка прибыли переселенца из Винницкого уезда Подольской губернии. Хотя село с название Красногоровка есть и в Полтавской области  Украины. Анатолий Штондин в статье «Как заселялся Богучарский уезд Воронежской губернии»[2], пишет: «На небольшом расстоянии от того полтавского села Дьяченков  (на Украине – Е.Р.) расположено и сейчас большое село Красногоровка, как и в Богучарском районе Воронежской области, которое тоже находится на крутом берегу реки! Недалеко от них находятся села Луговое, Поповка, Писаревщина и т. п. Вот откуда взялись названия сёл Богучарского и Кантемировского районов».
В рукописном песеннике, сохранившемся в семье жительницы с. Красногоровка Натальи Ильиничны Гавриловой (Романовой), сохранились слова многих украинских песен, которые обычно исполняли, когда собиралась большая семья родственников. Среди них есть народная украинская песня «За туманом». Исполняли песню, как правило, на украинском языке. (Полный текст песени).
За туманом ничого не видно,
За туманом ничого не видно.
Тiльки видно дуба зеленого,
Тiльки видно дуба зеленого.
Пiд тим дубом криниця стояла,
Пiд тим дубом криниця стояла.
В тый криницы дiвка воду брала,
В тый криницы дiвка воду брала.
Та й пустила золоте вiдерце,
Та й пустила золоте вiдерце.
Засмутила козаковi серце,
Засмутила козаковi серце.
А кто ж теє вiдерце дiстане,
А кто ж теє вiдерце дiстане.
Той зі мною на рушничок стане,
Той зі мною на рушничок стане.
Обiзвався козак молоденький,
Обiзвався козак молоденький.
А я ж теє вiдерце дiстану,
А я ж теє вiдерце дiстану.
Та й з тобою на рушничок стану,
Та й з тобою на рушничок стану.
Туман яром, туман долиною,
Туман яром, туман долиною.


Возможно, именно эту песни исполняла украинская девушка у Винницкого родника, расположенного на южной окраине села в глубоком овраге.
Родинку издавна приписывали целебные свойства. Будто вода этого родника улучшала зрение и лечила от бесплодия.
Как рассказал житель села Егор Романов. Украинская девушка, которая была разлучена с суженым и приехавшая сюда с родителями, приходила сюда обычно вечером за водой и пела свои народные песни. Овраг превращался в огромный резонатор, который усиливал голос певицы, и как через рупор, проходя через село, упирался в реку Дон. Жители села, как правило, выходили на лавочки у двора и слушали задушевные песни, слова которых были пропитаны нежностью и любовью к суженому.
Возможно, тут звучала и друга песня привезенная девушкой из Винницкого уезда, которая есть в песенники жительницы с. Красногоровка Наталии Романовой. (Полный текст песени).
Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Чому мені, Боже, ти крилець не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав.
Далеко за хмари, подальше од світу,
Шукать собі долі, на горе привіту
І ласки у зірок, у сонця просить,
У світлі їх яснім все горе втопить.
Бо долі ще змалку здаюсь я нелюбий,
Я наймит у неї, хлопцюга приблудний;
Чужий я у долі, чужий у людей:
Хіба ж хто кохає нерідних дітей?
Кохаюся з лихом, привіту не знаю
І гірко і марно свій вік коротаю,
І в горі спізнав я, що тільки одна -
Далекеє небо — моя сторона.
І на світі гірко, як стане ще гірше, -
Я очі на небо, мені веселіше!
Я в думках забуду, що я сирота,
І думка далеко, високо літа.
Коли б мені крилля, орлячі ті крилля,
Я б землю покинув і на новосілля
Орлом бистрокрилим у небо польнув
І в хмарах навіки от світу втонув!

Как бы то ни было, но легенда и песни сохранились, а глубокий овраг, родник и байрачный лес получил название на карте района Винницкий.

[1] Журнал Богучарского земского собрания за 1912 год. Павловск., 1913.
[2] Газета «Коммуна» от 6 декабря 2012 года.

Комментариев нет: